"Деловой Петербург" о проектах open data в городе

13 Февраля 2015

<p align="justify" style="margin: 0cm 0cm 5pt; text-align: justify; line-height: normal;"><b><i><span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Экран смартфона обещает, что автобус №27 будет через 8 минут. Значит, я успею подойти к остановке. Это почти чудо, но через 8 минут перед стеклянным павильоном грязный по пояс автобус распахивает двери-гармошки. Этот и многие другие полезные сервисы построен на открытых данных, рынок которых только начинает развиваться в России. На Западе эта индустрия уже работает вовсю. Потенциальный экономический эффект от использования открытых данных аналитики McKinsey Global Institute оценивают в трудно укладывающуюся в голове сумму - $5,5 трлн в год.</font></span></i></b></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Пока цифры много скромнее, но все равно выглядят весомо. В 2013 году Великобритания официально оценила эффект от open data в своей экономике в 6,8 млрд фунтов в год, 150 испанских компаний, бизнес которых создан на <b>открытых данных,</b> зарабатывают суммарно 550 млн евро в год, прямой же и косвенный эффект от распространения <b>открытых данных</b> в Евросоюзе в целом равен 1,7% его ВВП, или 200 млрд евро.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Под <b>открытыми данными</b> чаще всего понимают информацию, раскрываемую организациями, ею владеющими, в том числе и органами власти. К наиболее значимым для экономики и рынка сведениям эксперты обычно относят так называемые геопространственные и метеорологические данные, официальные реестры, данные по транспорту, торговле, экономике, энергоресурсам, здравоохранению и социальным сервисам. Выиграть от широкого раскрытия информации, по мнению того же McKinsey Global Institute, должны образование, здравоохранение, энергетика, электроэнергия, транспорт, потребительские товары и кредитование.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Обязательное требование: данные должны предоставляться в свободной форме и машиночитаемом виде, пригодном для автоматической обработки. Явление это не новое, о необходимости раскрытия корпоративной и государственной информации говорят с 1990-х, особенно в академической среде, где все просто необходимо верифицировать и перепроверять. Однако только последние несколько лет стремление развитых государств к открытости в разных проявлениях стало осознанным и задекларированным.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">"Накапливая огромные массивы данных, власти и бизнес не всегда делятся ими так, чтобы их можно было легко найти, использовать и понять. Это упущенные возможности. Мы подошли к поворотному моменту, который предвещает новую эру. Люди смогут использовать <b>открытые данные,</b> чтобы генерировать идеи и создавать сервисы, которые будут делать наш мир лучше", - это слова из Хартии <b>открытых данных,</b> подписанной в июне 2013 года страна ми G8 на встрече в Великобритании. Ратифицировала документ и российская делегация.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">До этого времени <b>открытыми данными</b> у нас интересовалась только горстка продвинутых гиков. В отличие от западных стран, где раскрытию государственных данных предшествовало мощное гражданское движение, в России относительный общественный резонанс случился, только когда проблемой заинтересовались официальные власти. По оценкам Всемирного банка, в России раскрыто свыше 2300 массивов данных на 28 федеральных и региональных порталах.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Иван Бегтин, гендиректор НП "Информационная культура", соглашаясь с тем, что развитие <b>открытых данных</b> в России подстегнула необходимость встраиваться в глобальные процессы, замечает: "Но, если международная повестка для нас окончательно схлопнется, останется надеяться на гражданское общество".</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Больше всех заинтересован в открытии данных бизнес, поскольку его интерес материальный, а приватные договоренности с чиновниками, как правило, оборачиваются ростом ставок. Лучше добиваться публичного раскрытия информации и уже с ее помощью производить программное обеспечение, мобильные приложения и различные веб-сервисы.</font></span></p>

<p align="justify"> <b><span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Кризис бизнесу не помеха</font></span></b></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Компания VeeRoute братьев Кудиновых зарабатывает на том, что помогает курьерским службам, интернет- магазинам, ретейлерам и сервисным службам экономить при планировании маршрутов. "Наш эксклюзив, - поясняет исполнительный директор компании Михаил Кудинов, - алгоритмы, позволяющие строить маршруты практически в режиме реального времени".</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Программа использует информацию сервиса OpenStreetMap, который аккумулирует данные тысяч пользователей. Можно интегрировать и карты "Яндекс"/Google, но за них нужно платить отдельно. К тому же, по представлению Михаила, они менее эффективны, чем OpenStreetMap, нарисованные всем миром и размещенные на бесплатном ресурсе. В этом году братья рассчитывают заработать не менее 100 млн рублей и возлагают надежды на текущий экономический кризис.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">"В трудные времена многие компании начинают экономить, а мы помогаем им в этом. Наше конкурентное преимущество в том, что мы работаем на условиях ежемесячных платежей, в отличие от старожилов рынка, предлагающих дорогостоящую лицензию. Наши клиенты уже в первый месяц могут оценить экономию и решить, стоит ли им продолжать с нами работать", - описывает бизнес-модель Кудинов.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">В государственное раскрытие данных выпускник Университета ИТМО не то чтобы не верит, но считает, что они могут предоставлять данные только локального уровня, тогда как амбиции VeeRoute простираются за пределы и страны, и континента. Команда разработчиков из Екатеринбурга, создавшая мобильное приложение "ЕТранспорт", напротив, высоко оценивает качество данных по петербургскому транспорту. "В остальных городах сведения приходилось собирать чуть ли не вручную", - делает комплимент петербургским чиновникам Михаил Авдеев, инициатор и руководитель проекта "ЕТранспорт".</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Полезным "ЕТранспорт" находят те владельцы айфонов и андроидов, кто хочет знать, где в конкретный момент времени находится ожидаемый ими троллейбус, автобус или трамвай (а в ряде городов и маршрутное такси) и когда именно это транспортное средство прибудет на нужную остановку. Когда начинаешь им пользоваться, понимаешь, что сервис помогает экономить не только время, но и нервы.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">"Датчики ГЛОНАСС/GPS передают информацию на серверы СПб ГКУ "Организатор перевозок", - объясняет на пальцах механику приложения Михаил Авдеев, - а тот, в свою очередь, передает ее нам по каждому транспортному средству, подключенному к системе. А именно: широту и долготу, скорость и направление движения, а также точное время, в которое был произведен замер. Дальше мы эту информацию обрабатываем и рассчитываем время, через которое нужный транспорт подойдет к остановке".</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Зарабатывает команда из Екатеринбурга на рекламе. Общемировая тенденция к микротаргетированию рекламных обращений позволила проекту привлечь как первых клиентов, так и инвестора в лице Фонда развития интернет-инициатив. В итоге создатели "ЕТранспорт" вообще решили отказаться от услуг рекламных агентств и самостоятельно предлагать рекламу в своем приложении магазинам, развлекательным центрам, кафе и кинотеатрам - всем, кому важны клиенты, живущие поблизости. Таким образом, "ЕТранспорт" структурирует время своих пользователей, утром предлагая, где позавтракать, в обед - где пообедать, а вечером - где развлечься.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">У сервиса около 300 тыс. скачиваний и 150 тыс. активных пользователей. В планах разработчиков еще одно приложение на основе <b>открытых данных:</b> сервис по поиску свободных мест для парковки личного автотранспорта.</font></span></p>

<p align="justify"> <b><span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Для общего блага</font></span></b></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Эксперты любят говорить, что главное предназначение open data - контролировать власть, определяя эффективность работы ее институтов. По оценкам директора фонда "Открытый город" Виталия Власова, еще мало людей, готовых, жертвуя личным временем, разбираться с выложенными в публичное пространство сведениями. "Тем не менее данные должны быть открыты по умолчанию, - убежден Иван Бегтин, - а что с ними делать, разберемся со временем".</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">И постепенно разбираются. Например, студенты ЛЭТИ и ИТМО совместными усилиями разработали приложение, которое по введенным данным со счетчиков энергоресурсов делает калькуляцию реальной стоимости услуг ЖКХ, их можно сверять с показателями квитанции, звонить в различные институции и добиваться справедливых счетов. Другой ресурс, "LiveableCity: где в Петербурге жить хорошо", рассчитывает рейтинг комфортности своего проживания по месту жительства. Примеров уже много.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">"Почини свою улицу" - портал для приема заявок о городских проблемах, аналог британского Fixmystreet, сервис собирает жалобы и предложения граждан через Интернет или приложение для смартфона. "Почини свою улицу" действует в нескольких городах России, в том числе в Москве, Петербурге и Казани. Пользователи добавляют на карту точки, обозначающие место возникшей проблемы, - это может быть незаконная свалка, ямы на дороге и др.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">One Day Spb ("один день") - приложение для гостей Петербурга о том, как интересно провести один день в городе, не сталкиваясь с транспортными трудностями. В приложение вносится время приезда и отъезда, а также культурные приоритеты туриста. По этой информации программа и генерирует маршрут. Проект международной организации "Трансперенси Интернешнл" "Декларатор" информирует граждан о доходах и имуществе чиновников: от рядовых специалистов до президента и председателя правления РФ.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Никита и Виталий Касьяновы вместе с Дмитрием Ивановым и Натальей Давыдовой придумали ресурс Smooth, помогающий людям на инвалидных колясках найти дорогу в Петербурге. Проект стал победителем конкурса Open Data Hackathon 2014, организованного фондом "Открытый город". "Со временем мы планируем добавить в наши маршруты и возможность передвижения троллейбусом или автобусом с низкопольным входом, - делится планами Никита Касьянов, для которого проблема передвижения на коляске является также личной. - Мы работаем в этом направлении с комитетом по транспорту и рассчитываем в скором времени получить от них информацию в нужном формате". Запуск проекта запланирован на конец весны, после того как добровольцы, а вместе с ними и сам разработчик, протестируют маршруты.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Проект Mosthave Артема Баранова тоже бесплатный, но имеет определенно выраженную имиджевую цель. "Нам хотелось помочь своим друзьям, любящим ночной Петербург, и показать людям, что мы умеем делать классные вещи", - объясняет свой импульс к созданию приложения его автор. С помощью <b>открытых данных</b> "Мостотреста" Артем с Алексеем Пиманенко разработали приложение для iPhone, помогающее быстро сориентироваться в направлении домой до того, как мосты разведут. "В результате анализа данных мы обнаружили, что существует всего 12 ситуаций, в которые может попасть человек, запутавшийся в графике разводки мостов", - рассказывает Артем.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">И в зависимости от того, в каких именно обстоятельствах оказался петербуржец, на мониторе смартфона вспыхивает фраза: "Гони на мост Александра Невского" или: "Час романтики на Васильевском острове", если тому "повезло" оказаться в блокаде разведенных мостов. Дизайн приложения, юмор и точность советов помогли молодым людям собрать лояльную аудиторию в 40 тыс. человек.</font></span></p>

<p align="justify"> <b><span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Открытые вопросы</font></span></b></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">По мнению экспертов, в Петербурге дела с раскрытием данных обстоят лучше, чем во многих других регионах. Всего на сайте <b>"Открытые данные</b> Санкт-Петербурга" (data.gov.spb.ru), который появился в 2014 году, сейчас аккумулированы самые разные сведения - от "Справки по реализации Адресной программы по ремонту дорог на соответствующий период" до "Ежегодного плана проведения плановых проверок учреждений Санкт-Петербурга по ведомственному контролю за организацией социального питания на 2015 год".</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">"Данные по транспорту являются самыми востребованными как у нас, так и в мире. И если Петербург их пусть и не в полной мере, но раскрывает, то в Москве эти данные закрыты вообще", - осторожно оценива ет работу ответственного за сайт Управления инфраструктурных технологий и развития интеграционных систем Виталий Власов.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Впрочем, пообщаться с самими сотрудниками, ответственными за открытость данных, в открытом режиме так и не получилось. Сначала в управлении попросили прислать письменный запрос, потом указанные в ответе телефоны не отвечали, затем был обещан письменный ответ, который к моменту подготовки номера так и не поступил.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">В любом случае Петербург в области <b>открытых данных</b> все еще в самом начале пути, если на сайте data.gov.spb.ru сейчас 74 массива данных, то, по словам Джин Холм, ведущего международного эксперта по <b>открытым данным,</b> на американском сайте Data.gov хранится более 135 тыс. наборов. Образцовым же городом может считаться Лондон, где уже создано около 500 полезных приложений, помогающих жителям и гостям города разобраться в сложной транспортной системе столицы Великобритании.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">"Создавая сервисы на принципах <b>открытых данных,</b> разработчики развивают свой бизнес. Государство же получает доходы в виде налогов, которые могут быть весьма значительными и превышать сумму сбора за предоставление доступа к платным базам данных", - формулирует обоюдную выгоду Михаил Бунчук, специалист глобальной практики по транспорту и ИКТ Всемирного банка. В качестве бизнес- флагманов Бунчук приводит кейсы компаний Zoopla (Великобритания) и Zillow (США) в индустрии продаж и аренды недвижимости, MuSigma и Cloudera (аналитика данных), капитализация которых давно превысила миллиард долларов.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Отечественный бизнес относится к движениям государства с известным скепсисом и осторожностью. Многие разработчики не верят, что <b>открытые данные</b> действительно открыты и за них на каком-то этапе не придется платить, другие не видят для себя возможности заработка на информации, к которой каждый имеет доступ, поскольку украсть идею и предложить то же самое, но "на два доллара" дешевле, может каждый. Третьи критикуют низкое качество и недостаточную частоту обновлений данных.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-size: 9pt; mso-bidi-font-family: Calibri; mso-fareast-language: RU;"><font face="Calibri">Тем не менее в необходимости дальнейшего раскрытия данных никто не сомневается. "Случаев сознательного введения граждан в заблуждение не так уж много, можно встретить осознанную халатность, но и тут есть положительная динамика", - считает Иван Бегтин и добавляет, что вспять этот процесс никому не поворотить, он, как говорится, уже пошел.</font></span></p>

<p align="justify"> <span style="color: rgb(102, 102, 153); font-family: "Calibri, Arial, sans-serif"; font-size: 9pt; mso-fareast-language: RU; mso-bidi-font-weight: bold; mso-bidi-font-size: 13.0pt;">Газета "Деловой Петербург", 13 февраля 2015 г, ТАТЬЯНА ЧЕРНОВА</span></p>

Все истории успеха