Совет по открытым данным обсудил раскрытие информации в сфере здравоохранения

7 Октября 2016

Данные о работе российской системы здравоохранения необходимо раскрывать в более детализированном виде, чтобы дать возможность гражданам сравнивать конкретные медицинские организации. Вопрос раскрытия первичной статистической информации нужно решать системно, поскольку он актуален не только для Минздрава. Для этого могут потребоваться изменения в законодательстве о статистическом учёте. В решении также нуждается проблема репутационных рисков, с которыми сталкиваются производители лекарственных препаратов при публикации открытых данных Росздравнадзора. Эти вопросы обсуждались 6 октября на заседании Совета по открытым данным Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства. Также члены совета рассмотрели план по публикации открытых данных Федеральной таможенной службы и схему взаимодействия совета с Минкомсвязью в части оценки ведомственных планов по информатизации.

В разделе «Открытые данные» Минздрава на сегодняшний день опубликовано 37 наборов данных, сообщила директор Департамента информационных технологий и связи министерства Елена Бойко. Наиболее востребованные данные — из госреестра лекарственных средств (более 10 тыс. скачиваний за 10 месяцев) и из реестра предельных отпускных цен на лекарства (более 4 тыс. за тот же период). В 2016 году министерство планирует раскрыть около 25 наборов, среди которых данные о сезонных пиках заболеваемости, национальный календарь прививок по эпидемиологическим показаниям, данные госреестра предельных отпускных цен на лекарства, реестра медицинских организаций, сведения об обеспеченности больничными койками, о заболеваемости населения, травматизме, прерыванию беременности. Будут востребованы гражданами и данные реестра курортного фонда РФ, полагают в министерстве.

Публикуемые Минздравом данные, безусловно, полезны для общества, но они нуждаются в дополнительной детализации, указал руководитель проектов дирекции по экспертно-аналитической работе Высшей школы экономики Руслан Артамонов. Сейчас информация может использоваться только для сравнения муниципалитетов и регионов между собой, в то время как для гражданина важна информация о конкретном медучреждении. Спрос на эти данные, по его словам, огромен: в интернет-поисковик «Яндекс» в месяц поступает до 3 млн запросов, связанных с выбором врача.

Сейчас инструмента выбора медицинского учреждения и врача фактически не существует. Эту потребность полностью могут удовлетворить первичные данные о медучреждениях, 90% которых собирается на уровне региональных управлений здравоохранения. Но в законе "О статистическом учёте" существуют ограничения на раскрытие такой информации», — отметил эксперт.

Михаил Абызов поручил внимательно проработать этот вопрос и провести отдельное совещание, посвящённое раскрытию статистической информации.

У нас 28 тысяч статистических данных по работе учреждений здравоохранения собирается на уровне каждого региона. Официальная цель сбора этой информации — статистические данные, возможность их использовать только одна — формирование другой статистики, обобщённой, с общими выводами. Использовать данные о заболеваемости, о смертности, о качестве оказанной услуги с целью улучшить эту услугу или усилить надзор там, где есть факторы некачественного медицинского обслуживания, нельзя. Но если мы не получим данные, ориентированные на потребности и запрос конечного потребителя, то вся информация, которую мы будем раскрывать, будет востребована только аналитиками — сотнями, тысячами людей, но не миллионами», — сказал Михаил Абызов.

Министерство образования нашло выход из этой ситуации, отметил министр: оно утвердило своим дублирующим приказом те же самые статформы без первичных данных с целью получения информации о работе образовательных учреждений, и собирает их параллельно в форме ведомственной отчётности.

Обеспечение раскрытия информации на уровне законодательства должно стать системным, согласен замглавы Росстата Георгий Оксенойт.

Собирать данные о работе медучреждений поможет законопроект о Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, который был разработан Минздравом совместно с Открытым правительством и внесён в кабмин.

Одна из функций этой системы — собирать данные в разрезе медицинских организаций, медицинских работников, оказания медицинской помощи. Все компоненты уже есть, их надо только легализовать. Для оперативного управления на государственном уровне и использования этой информации у нас будут возможности после того, как этот закон будет принят», — сказала Елена Бойко.

В законопроекте нужно заложить те формы, которые будут представляться в открытом модуле, отметил, в свою очередь, Михаил Абызов. Министр также поручил дополнительно проработать возможность раскрытия в машиночитаемом формате данных, которыми располагают страховые компании и ФОМС.

Что касается Росздравнадзора, на официальном сайте ведомства в настоящий момент опубликовано 29 наборов открытых данных. В 2016 году было опубликовано 2 набора данных — об осуществлении госконтроля качества лекарственных средств и контроля за обращением медицинских изделий. В планах на 2017 год — публикация данных о размещении госзаказов, планы проведения проверок, информация об общественном совете по защите прав пациентов и т.д.

В последнее время появилась тенденция использования в недобросовестной конкуренции наших данных по забраковке лекарственных препаратов и медицинских изделий. Мы бракуем лишь определённую серию, и это тут же используется конкурентами для дискредитации того или иного производителя. Найти баланс между открытыми данными и борьбой с недобросовестной конкуренцией — для нас сейчас это одна из самых важных задач», — сказал руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко.

Нужна взвешенная позиция относительно данных по здравоохранению: какую информацию нужно открывать, а какую нет, считает он. Но если какая-то значимая для общества информация не будет раскрыта самим ведомством, её узнают и распространят сами граждане, а Росздравнадзор уже не сможет контролировать процесс, предостерёг директор НП «Информационная культура» Иван Бегтин. Михаил Абызов поручил обсудить этот вопрос дополнительно.

Федеральное медико-биологическое агентство планирует в 2017 году раскрыть в машиночитаемом формате, в том числе, перечень противопоказаний к донорству крови и её компонентов; перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных мероприятий. Также Совет по открытым данным рекомендовал ведомству проработать возможность раскрытия данных по спортивной медицине с учётом существующего информационного фона.

В составе реестра открытых данных ФТС в настоящее время опубликовано 93 набора открытых данных, в том числе 57 первоочередных. В 2016 году ведомство планирует подготовить к публикации набор открытых данных «Реестр по принятию предварительных решений о стране происхождения товара». Эта информация может быть интересна юридическим и физическим лицам, планирующим ввоз или вывоз товаров, в отношении которых применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения.

Михаил Абызов рекомендовал ФТС проработать детализацию данных по ввозу-вывозу продукции с учётом имеющихся законодательных ограничений, связанных, в том числе, с коммерческой тайной. Сейчас детальные данные имеются лишь на «чёрном рынке».

В апреле этого года на одном из заседаний Правительства РФ были утверждены приоритеты госорганов в части информатизации, одним из них стало повышение доступности ведомственной информации, в том числе в формате открытых данных. Минкомсвязь и Совет по открытым данным разработали схему взаимодействия при оценке планов информатизации госорганов.

Схема должна обеспечить нас действенным механизмом контроля реализации планов по открытым данным в рамках планов по информатизации и открытия соответствующего бюджетного финансирования. Здесь механизмы должны быть максимально чёткими и жёсткими. Если есть отклонения, должны быть представлены пояснения и разработаны корректирующие мероприятия. Их отсутствие должно влиять на объёмы финансирования», — подчеркнул Михаил Абызов.

Об этапах взаимодействия, исходя из схемы, рассказал директор Департамента координации информатизации Минкомсвязи Николай Яцеленко.

Одним из приоритетных направлений информатизации госорганов является повышение качества и открытости государственных информационных ресурсов. И, соответственно, при планировании расходов ведомства должны учитывать свои планы по раскрытию данных. У нас экспертиза мероприятий по информатизации проходит через призму этих документов и требований. Кроме того, с этого года у нас происходит взаимодействие с "электронным бюджетом". По итогам экспертизы мы будем обмениваться с экспертами советами, информацией по тем мероприятиям, которые согласованы Минкомсвязью, какие показатели там проставлены. Но дальше уже сопровождение и мониторинг реализации данных мероприятий мы возлагаем всё-таки на совет», — пояснил Николай Яцеленко.

Представитель Минкомсвязи также обратился к Михаилу Абызову с предложением провести семинар совместно с Советом по открытым данным и экспертами, которые участвуют в оценке мероприятий, чтобы обсудить эффективность процесса.

В свою очередь, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Василий Пушкин предложил совету включить в план мероприятий по открытым данным указание информационных систем, в которых содержится тот или иной набор данных, что может, по его мнению, сильно упростить взаимодействие.

Участники заседания договорились в трёхдневный срок представить свои предложения по доработке схемы взаимодействия.


Все новости