Все теги
IT Александр Починок антикоррупция безопасность бизнес бюджет бюджет для граждан Великобритания Владимир Путин госкомпании государственные услуги дети Дмитрий Медведев ДПР ЖКХ здравоохранение инновации Интернет информационные технологии качество жизни Кировская область ККУ КНД КНФ КЭФ2016 медицина международный опыт Министерство промышленности и торговли Министерство финансов Министерство энергетики Михаил Абызов мобильные технологии Москва НКО НПА образование общественные советы окружающая среда опасное вождение Открытое министерство Открытое правительство открытость и понятность власти открытые данные Открытый регион ПДД ПМЭФ-2016 Правительственная комиссия реформа госконтроля РЖД риск-ориентированный подход РОИ Российская общественная инициатива Санкт-Петербург Совет по открытым данным Совет по стратегическому развитию советы потребителей социальные услуги Сочи-2016 стандарт открытости Стратегия 2030 строительство США телемедицина транспорт ТЦА Тюменская область умный город ФАС финансы хакатон экология Экспертный совет электронное здравоохранение электронное образование электронное правительство

Совет по открытым данным обсудил раскрытие статистики и публикацию отчётности компаний

26 Декабря 2016

Публичные акционерные общества и госкорпорации могут обязать размещать информацию о своей деятельности в формате открытых данных, как сейчас это делают госорганы. Соответствующие изменения в законодательство поручил подготовить министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов в ходе состоявшегося 23 декабря заседания Совета по открытым данным. Также на заседании рассматривались новые подходы к работе со статистической информацией.

На едином портале открытых данных data.gov.ru на сегодняшний день опубликовано более 11,5 тыс. наборов данных, востребованность которых подтверждается более чем 1,5 млн просмотров и 44,4 тыс. скачиваний, из них только 21 набор — это данные негосударственных структур. Данные государственных корпораций и публичных акционерных обществ, по мнению экспертов, также могут стать источником информации в форме открытых данных.

Эксперты предлагают компаниям публиковать в форме открытых данных сведения, которые на данный момент уже публикуются в свободном доступе, в том числе финансовую отчётность компаний, бухгалтерские балансы, списки аффилированных лиц. Рекомендуется также публиковать сведения о самой компании: банковские реквизиты организации, адрес, контактные данные, сведения о руководстве организации, вакансии организации, перечень услуг и выпускаемой продукции. Публикация этих сведений облегчит аналитическим компаниям сбор и анализ информации, в том числе о финансовой устойчивости крупных российских корпораций.

Сейчас информация публикуется в разнородных форматах по собственному усмотрению на сайтах соответствующих органов власти. Мы хотели бы предложить рекомендовать публичным акционерным обществам, государственным корпорациям, государственным институтам развития публиковать эту информацию в формате открытых данных», — сказал замруководителя Аналитического центра при Правительстве Василий Пушкин.

На едином портале открытых данных, по мнению экспертов, должны быть размещены обобщённые обезличенные статистические сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда; просроченной задолженности по заработной плате; численности работников организации; охране окружающей среды; травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях.

По итогам заседания председатель совета Михаил Абызов поручил подготовить предложения об изменениях в законодательство и нормативно-правовые акты, в том числе совместно с налоговой службой, Росприроднадзором и другими заинтересованными сторонами. Также он поддержал предложение внести рекомендации по публикации открытых данных в Кодекс корпоративного управления.

Я не против того, чтобы проработать с рабочей группой по созданию Международного финансового центра вопрос включения соответствующих разделов в Кодекс корпоративного управления. В целом, я рекомендую им вынести на заседание Правительства итоги внедрения Кодекса, который Правительство утверждало, и, соответственно, возможные изменения в него. Два года прошло с момента его принятия, реализуется он компаниями по-разному. Пора подвести итоги», — сказал Михаил Абызов.

Также на заседании совета рассмотрели предложения Росстата, касающиеся публикации первичной статистики и её обработки. Сейчас на распространение таких сведений есть ряд законодательных ограничений. Кроме того, организации испытывают чрезмерную нагрузку из-за необходимости готовить большие объёмы часто дублирующейся отчётности.

Росстат предлагает создать единую интегрированную модель сбора, обработки и распространения данных и соответствующей справочной информации, частью которой мог бы стать единый государственный централизованный информационный ресурс, содержащий информацию обо всех видах отчётности. Он должен выполнять функцию «одного окна» для направления информации, а также для предоставления информации всем видам пользователей, пояснил замруководителя Росстата Георгий Оксенойт. Новая система, по его словам, также должна предусматривать законодательное закрепление права не предоставлять данные, если они уже предоставляются в рамках другой формы отчётности, а также закрепление максимально допустимых норм отчётной нагрузки. Также Росстат считает необходимым сформировать государственную или правительственную комиссию по статистике и информационному взаимодействию, разработать концепцию системы госстатистики до 2025 года и принять нацпрограмму повышения статистической грамотности населения и управленческих кадров.

Сегодня есть существенные пробелы в этой области, а без статистической грамотности достаточно сложно двигаться вперёд. Мы очень часто сталкиваемся с непониманием сути макро- и микроэкономических показателей на самых разных уровнях власти и управления», — отметил Георгий Оксенойт.

Михаил Абызов согласился с актуальностью предложений Росстата с целью выработки концепции работы со статистическими данными. Предварительные подходы, по его словам, необходимо выработать в течение января. Для этого министр поручил провести серию обсуждений с участием Минфина, Казначейства, Минэкономразвития, Минкомсвязи, ФНС, Росстата, ИТ-компаний, в частности «Яндекса», Сбербанка, а также Центробанка и «Ростелекома». Кроме того, к обсуждению будут привлечены представители Москвы и Казани как передовых регионов по внедрению новых технологий. Росстату также предстоит сделать обзор международного опыта решения подобных проблем, в частности в Китае и странах ОЭСР. По итогам этого обсуждения, по словам Михаила Абызова, необходимо будет понять, какие из предложенных мероприятий можно будет осуществить уже в 2017 году, а какие — позже.

Реформирование работы со статистической информацией, по мнению Михаила Абызова, можно было бы оформить как отдельный проект и вынести на утверждение Председателя Правительства.

У нас вопрос, связанный с оборотом ведомственной и государственной статистики, находится в крайне плачевном состоянии. Сколько людей в ведомствах у нас занимаются тем, что работают с запрашиваемой информацией и информацией, которую они кому-то предоставляют в виде отчётов? Это сотни тысяч человек в системе государственного и муниципального управления. Это всё неэффективно, всё на ручном труде. Сейчас предлагается сформировать проект, который бы по сути дела формировал новое качество всего, что связано с данными. Если мы сможем заложить основу, когда всё это делается в высокотехнологичном формате, мы обеспечим не только разгрузку организаций, но и мультипликативный эффект. Это будет совсем другое КПД использования данных, они будут более востребованными», — отметил Михаил Абызов.

Актуальные вопросы работы с открытыми данными планируется обсудить на общероссийском саммите «Открытые данные», который пройдёт в Москве 13–17 февраля 2017 года. В повестке — проблемы унификации официальных сайтов органов власти, обмена данными между информационными системами, утверждение «дорожной карты» развития телемедицины. На площадке саммита также будут подведены итоги всероссийского конкурса для разработчиков «Открытые данные». В первом этапе конкурса приняли участие 130 команд, более 350 человек. Во втором этапе конкурса участвуют 56 проектов.

Мы хотим получать приложения, изменяющие качество жизни людей, их среды обитания. Качество приложений, представленных на конкурсе, должно подтверждаться спросом и количеством скачиваний», — подчеркнул министр.


Все новости