Повышение эффективности налогового надзора — пример для других ведомств

7 Марта 2017

Опыт Федеральной налоговой службы (ФНС) в части повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности должен быть использован и другими надзорными органами. Такое мнение высказал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 7 марта на итоговом заседании коллегии ведомства. Он также призвал расширять и укреплять межведомственное взаимодействие для более оперативного выявления недобросовестных участников экономических отношений.

Одним из важнейших итогов работы ФНС в 2016 году стало увеличение поступлений в консолидированный бюджет РФ на 5%, а в федеральный бюджет — на 1% без какого-либо увеличения налоговой нагрузки на предпринимателей в трудных экономических условиях. Добиться таких результатов удалось, в первую очередь, за счёт совершенствования налогового администрирования с применением современных технологий.

Результаты работы Федеральной налоговой службы за 2016 год являются просто беспрецедентными. И дело не только в формальных цифрах налоговых поступлений. Это всё происходило одновременно с масштабными преобразованиями в налоговой службе. Перед нами в будущем году стоит ещё одна масштабная задача, связанная с реализацией реформы контрольно-надзорной деятельности», — отметил Михаил Абызов.

ФНС — одно из 12 контрольно-надзорных ведомств, которые будут в первоочередном порядке реализовывать приоритетную программу по реформированию контрольно-надзорной деятельности. Паспорт программы утверждён президиумом Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам в декабре прошлого года, её старшим должностным лицом является Михаил Абызов. Министр напомнил, что на недавнем заседании проектного комитета реформы был утверждён ведомственный паспорт налоговой службы по совершенствованию госконтроля.

На сегодняшний день в налоговой службе уже наработаны наиболее передовые технологии: и административные, и информационные, и технологические. Важно, чтобы мы в работе других надзорных структур применяли этот опыт. По многим из параметров реформы вы идёте с опережением в несколько лет. Так, риск-ориентированный подход начал реализовываться в работе надзорных ведомств с этого года, а для вас это уже проза жизни в течение нескольких лет. Выходя на выездные проверки, вы руководствуетесь профилями риска уже не первый год. Утверждённый паспорт предлагает переход на уровень ещё выше — к сервисной модели, в основе которой качество налоговой службы будет определяться качеством среды налогового администрирования», —сказал Михаил Абызов.

В контрольной работе налоговая служба продолжает делать акцент на принуждение налогоплательщиков к добросовестной корректировке заниженных налоговых обязательств и концентрирует внимание на зонах максимального риска, подтвердил руководитель ведомства Михаил Мишустин.

В качестве объекта проверки мы всё чаще рассматриваем не отдельно взятого налогоплательщика, а отрасль в целом. Такой подход позволяет повышать эффективность контроля при снижении административного давления на налогоплательщиков. В этом году мы фиксируем снижение количества выездных проверок на 15%, по их результатам в бюджет взыскано 173 млрд рублей — на 21% больше, чем в соответствующем периоде 2015 года… Самый хороший результат работы службы — не выездные проверки, а вежливое, аккуратное общение с налогоплательщиком. Наша задача — возместить деньги в бюджет, а не проводить какие-то специальные мероприятия», —отметил глава ФНС.

Если среда налогоплательщика становится более дисциплинированной, более ответственной, это свидетельствует о том, что налоговая служба работает эффективно, считает Михаил Абызов.

Такой подход позволит сделать то, о чём говорили Президент и Председатель Правительства — перейти от драконовской фискальной модели к сервисной, к работе со своим поднадзорным субъектом как с клиентом. Это нетривиальная задача, которую мы будем с вами вместе реализовывать», — сказал министр.

Михаил Абызов также обратил внимание на важность межведомственного взаимодействия — как информационного, так и административного — при осуществлении государственного контроля. Такой опыт, по его словам, уже формируется на базе Министерства финансов: информационные системы налоговой и таможенной службы интегрируются, совмещаются профили рисков конкретного налогоплательщика, и таким образом выявляются, в том числе, элементы злоупотребления и уклонения от платежей в бюджет.

Недисциплинированный налогоплательщик — это недисциплинированный участник экономической деятельности, он старается уйти от требований государства как по одному направлению, так и по другому. Совмещение информационных систем, наличие общей информационной базы позволит нам выявлять таких недобросовестных участников экономической деятельности на всех элементах цепочки. В рамках совместной работы с другими надзорами мы предполагаем построить и систему межведомственного взаимодействия в части администрирования, когда проверочные мероприятия не будут дублировать друг друга», — отметил Михаил Абызов.

ФНС взаимодействует и с другими ведомствами, в частности с Росалкогольрегулированием, отметил Михаил Мишустин. Благодаря интеграции информационных систем двух служб удалось пресечь масштабные схемы уклонения от уплаты акцизов.

Налоговая служба никогда не выходит на проверки «просто так», подчеркнул Михаил Мишустин. Инспекторы, по его словам, всегда открыто объясняют налогоплательщикам, какие критерии риска послужили основой для этой проверки, и готовы представить весь спектр инструментов налогового законодательства, чтобы исправить ситуацию.Важно проводить работу в части инспекторского состава, чтобы не допускались «перегибы» и чтобы выявление нарушений не становилось самоцелью проверки, подчеркнул Михаил Абызов.

Благодаря использованию инновационных подходов работу ФНС удалось серьёзно усовершенствовать, её всё чаще приводят в качестве примера другим ведомствам, отметил министр финансов Антон Силуанов. Одна из задач службы, по его словам, — это повышение прозрачности мер администрирования для налогоплательщиков.


Все новости